Каковы обязанности потребителя? | Администрация Туркменского муниципального округа Ставропольского края
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С

Каковы обязанности потребителя?

20 декабря 2021

Обязанности потребителя определяются, как правило, договором, заключенным потребителем в связи с приобретением товара или заказом работ (услуг), и законодательством РФ. Например, при приобретении товара основными обязанностями потребителя являются, в частности: принятие и оплата товара, извещение продавца о нарушении им условий договора о количестве, качестве товара и пр.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абз. 3 преамбулы Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

По общему правилу обязанности потребителя определяются, в частности, заключенным потребителем договором (например, договором возмездного оказания услуг, кредитным договором), а также законодательством РФ (ст. 421 ГК РФ; п. п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).

Отметим, что стороны вправе предусмотреть в договоре любые условия (в том числе условия, определяющие обязанности сторон), не противоречащие законодательству РФ (ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Рассмотрим основные обязанности потребителя, которые возникают при приобретении товара по договору купли-продажи, оказании ему услуг по договору возмездного оказания услуг или выполнении для него работ по договору подряда.

Основные обязанности потребителя при приобретении товара

В случае приобретения товара по договору купли-продажи потребитель обязан, в частности:

  • оплатить товар (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 485, ст. 500 ГК РФ);
  • принять товар (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 484 ГК РФ);
  • привлечь продавца к участию в деле в случае предъявления третьим лицом иска об изъятии товара (ст. 462 ГК РФ);
  • известить продавца о передаче потребителю товара в количестве, превышающем указанное в договоре (п. 2 ст. 466 ГК РФ);
  • известить продавца о нарушении продавцом условий договора о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в установленный срок, а если такой срок не установлен - в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (п. 1 ст. 483 ГК РФ);
  • возвратить товар с недостатками в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы. Возврат товара осуществляется по требованию продавца и за его счет (п. п. 5, 6 ст. 503 ГК РФ; п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1);
  • возвратить товар в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы в связи с непредоставлением продавцом возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона № 2300-1);
  • возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Такая обязанность возникает при наличии спора о причинах возникновении недостатков товара в случае, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель) (п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1);
  • доплатить разницу в ценах при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен (п. 2 ст. 24 Закона № 2300-1).

Основные обязанности потребителя при оказании ему услуг

В случае оказания потребителю услуг по договору возмездного оказания услуг потребитель обязан, в частности:

  • оплатить оказанные ему услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ; ч. 1 ст. 37 Закона № 2300-1);
  • оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору, в случае одностороннего отказа от исполнения договора (п. 1 ст. 782 ГК РФ; ст. 32 Закона № 2300-1);
  • возвратить результат услуги, если это возможно по ее характеру, в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за услугу суммы в связи с непредоставлением исполнителем возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию об услуге (п. 1 ст. 12 Закона № 2300-1).

Основные обязанности потребителя при выполнении для него работ

В случае выполнения для потребителя работ по договору подряда потребитель обязан, в частности:

  • принять и оплатить выполненную работу (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 730 ГК РФ; ч. 2 ст. 37 Закона № 2300-1);
  • оказывать подрядчику содействие в выполнении работы (п. 1 ст. 718 ГК РФ);
  • предоставить материалы, оборудование, техническую документацию или подлежащие переработке (обработке) вещи, если предусмотрено выполнение работ с использованием материалов, оборудования, технической документации, вещей, которые находятся у потребителя (п. 1 ст. 719 ГК РФ);
  • оплатить подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместить подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы (п. 2 ст. 731 ГК РФ; ст. 32 Закона № 2300-1);
  • возвратить результат работы, если это возможно по ее характеру, в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за работу суммы в связи с непредоставлением подрядчиком возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию о работе (п. 1 ст. 12 Закона № 2300-1);
  • при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 ГК РФ);
  • в случае обнаружения после приемки работы отступлений в ней от договора или иных недостатков, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытых недостатков), в том числе таких, которые были умышленно скрыты подрядчиком, известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении (п. 4 ст. 720 ГК РФ).