1 марта день Международной Организации Гражданской Обороны | Администрация Туркменского муниципального округа Ставропольского края
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С

1 марта день Международной Организации Гражданской Обороны

01 июня 2021

В 1931 году французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию «Ассоциация Женевских зон», которая в последствии была преобразована в Международную организацию гражданской обороны. Под понятием «Женевские зоны» имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди).

Идея основателя «Женевских зон» заключалась в создании во всех странах хорошо обозначенных безопасных зон или районов на постоянной основе и признанных таковыми еще в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями. В 1935 году по инициативе «Ассоциации Женевских зон» французский парламент единодушно одобрил резолюцию, в которой предложил Лиге Наций изучить возможности создания в каждой стране, в соответствии с соглашениями, ратифицированными Лигой Наций, районов, мест и зон, которые в случае военных конфликтов могли бы быть ограждены от военных действий и не использовались бы в военных целях.

В 1937 году Ассоциация была переведена из Парижа в Женеву и преобразована в Международную ассоциацию по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время. Друг и соратник генерала Генри Джорж возглавил Ассоциацию и стал её Генеральным секретарем. Именно по инициативе Генри Джоржа Ассоциация смогла создать для некоторых категорий населения нейтральные зоны в период Гражданской войны в Испании (1936 год Мадрид и Бильбао) и во время конфликта между Японией и Китаем (1937 год Шанхай и Нанкин). Не смотря на то, что этот опыт оказался относительно небольшим, была продемонстрирована реальность существования безопасных зон для мирного населения.

В течение двадцати лет со дня создания Международная ассоциация Женевских зон пыталась воплотить идею о подготовке и создании в мирное время мест для размещения беженцев – «безопасных зон», которые признавались бы всеми сторонами в рамках Гуманитарного закона, изложенного в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года.

Используя защиту, предоставленную Женевскими конвенциями, Секретариат «Женевских зон» приступил к изучению и подготовке потенциальных безопасных зон.

Совместно с правительствами различных европейских стран разрабатывались планы эвакуации населения в безопасные районы. Обмен идеями и опытом планирования оказался полезным и необходимым. В 1954 году в Берлине прошла Международная конференция по защите гражданского населения в военное время путем создания и признания нейтральных зон и открытых городов. В истории Международной организации гражданской обороны эта конференция известна как «Первая Всемирная конференция по гражданской обороне». Следуя резолюциям Берлинской конференции, Ассоциация предприняла попытку распространить среди стран принцип заблаговременной подготовки районов для беженцев. Проводились консультации с национальными учреждениями и организациями гражданской обороны, которые были созданы в странах перед лицом угрозы нового крупномасштабного конфликта.

В июле 1956 году «Информационный бюллетень Женевских зон» вышел под заголовком: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. В редакционной статье Ассоциации говорилось: «Деятельность Организации Женевских зон в области защиты детей, женщин, стариков и инвалидов в случае войны совпадает с задачами развивающихся национальных органов гражданской обороны в различных странах ... Мы продолжаем развивать идею эвакуации гражданского населения в безопасные места, известные под названием «Женевские зоны», разрабатываем планы для этих зон и распространяем мероприятия гражданской обороны на международном уровне, т.е. являемся связующим звеном между различными национальными организациями гражданской обороны».

Вторая международная конференция по гражданской обороне состоялась в 1957 году во Флоренции. В ходе этой встречи делегаты поручили Международной ассоциации Женевских зон расширить свою деятельность на все вопросы, связанные с защитой населения и окружающей среды, и реорганизовать Ассоциацию в международную организацию по проблемам гражданской обороны.

В январе 1958 года Международная ассоциация Женевских зон (неправительственная организация) была преобразована в Международную организацию гражданской обороны (МОГО) с новым статусом, позволяющим принимать в члены - правительства, общества, ассоциации, отдельные лица. Задачи Организации были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, Организация была обязана установить связи между национальными организациями гражданской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия в деле предотвращения бедствий, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий.

На международной конференция по радиологической защите в 1966 году, на которой страны-члены МОГО огласили и одобрили текст Устава, который позволил Организации получить статус межправительственной организации. Данный Устав стал фактически международной конвенцией, дающей право странам становиться членами Организации путем направления в депозитарий Организации документов о принятии Устава.

В Уставе определены главные задачи Организации: «Интенсификация и координация во всемирном масштабе разработки и совершенствования организации, средств и методов предотвращения и сокращения последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае конфликта». Устав вступил в силу 1 марта 1972 года по решению Первой Генеральной Ассамблеи стран-членов Организации. В 1975 году данный Устав был опубликован в Сборнике соглашений Организации Объединённых Наций (ООН). 10 марта 1976 года между МОГО и правительством Швейцарии было подписано соглашение о предоставлении МОГО юридического статуса международной организации, базирующейся в Швейцарии.

Устав 1966 года возложил на Организацию ряд задач по продвижению на международном уровне идей обеспечения безопасности населения и собственности при любых видах бедствий. МОГО стала объединять национальные организации, занимающиеся вопросами гражданской обороны. Следует отметить, что Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 2034 от 1965 года призвала «правительства создать соответствующие планирующие и исполнительные органы, которые могли бы учитывать местные условия, определять объемы и характер требуемой помощи и управлять спасательными операциями».

Используя юридическую основу, свой статус и международный Гуманитарный закон, руководящие органы МОГО проводили и проводят всеми доступными способами политику пропаганды знаний и средств по проблемам предотвращения, готовности и действиям в период бедствий. Было организовано одиннадцать Всемирных конференций по гражданской обороне (Берлин 1954, Флоренция 1957, Женева 1958, Монтре 1961, Женева 1963, Женева 1972, Каракас 1974, Тунис 1978, Рабат 1980, Амман 1994, Пекин 1998). Прием в члены Организации открыт для всех государств.

В настоящее время членами Организации являются:

  • 50 государств членов МОГО;
  • 16 государств наблюдателей МОГО;
  • 13 ассоциированных членов.

Работа МОГО организуется Генеральной Ассамблеей, Исполнительным советом и Секретариатом.

Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации и состоит из делегатов, представляющих государства-члены. Каждое государство-член предоставлено одним делегатом. Ассамблея собирается на очередные сессии с интервалом, не превышающим два года, и в случае надобности - на специальные сессии.

Исполнительный совет является исполнительным органом Организации.

Секретариат Организации состоит из Генерального секретаря, назначаемого Ассамблеей, и такого технического и административного персонала, который может потребоваться для работы Организации.

В последние десятилетия деятельность МОГО все больше связана с проблемами мирного времени, что позволяет скорее говорить о гражданской защите населения, чем о гражданской обороне.

При этом следует учитывать, что лексически используемые в названиях национальных служб термины «Civil Protection» или «Civil Defence» имеют национальные службы гражданской обороны (защиты) вне подчинения национальных министерств обороны. В среднем только 6 стран из 30 имеют подчиненные министерствам обороны службы гражданской обороны.

В Амманской декларации, одобренной десятой Всемирной конференцией по гражданской защите, организованной МОГО, предлагалось дальнейшее расширение значения термина «гражданская оборона» и использование его для обозначения соответствующей деятельности, как в военное, так и в мирное время.

В последние годы наметилась отчетливая тенденция к постепенному переходу от термина «гражданская оборона» к термину «гражданская защита», что связано со значительной переориентацией большинства национальных и международных организаций, занимающихся данными вопросами, с задач военного характера на чрезвычайные ситуации мирного времени и оказание гуманитарной помощи в случае их возникновения.

Политические изменения, произошедшие в последние годы на международной арене, и совершенствование задач, возлагаемых на органы гражданской обороны (как национальные, так и коалиционные), постепенно оказывают влияние и на движение этих организаций в сторону термина «гражданская защита».

Прежде всего, речь идет о большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы, где этот переход в целом уже завершен.

В связи с 25-летием МОГО была учреждена медаль МОГО.

Российская Федерация является членом МОГО с июня 1993 года. Представлять Россию в этой международной организации, Правительством Российской Федерации поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Российская Федерация в лице МЧС России активно участвует в международной деятельности МОГО. Высокая оценка положения дел в области сотрудничества МЧС России с этой организацией подтверждает необходимость укрепления отношений Российской Федерации с МОГО.

В 2011 году по линии МЧС России проводилась активная работа по реализации российских донорских взносов в фонды международных организаций с использованием многостороннего механизма содействия международному развитию, которое в числе прочего предполагает оказание гуманитарного содействия зарубежным государствам в различных формах (продовольственная помощь, гуманитарное разминирование, подготовка кадров, техническая помощь и др.).

Российская Федерация в настоящее время стала крупнейшим донором МОГО, что позволяет МЧС России выполнять важнейшие проекты содействия международному развитию и поддерживать профильную деятельность организации.

Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 года, 9-я сессия Генеральной Ассамблеи Международной Организации Гражданской Обороны постановила ежегодно отмечать 1 марта Всемирный день гражданской обороны.

Всемирный день гражданской защиты преследует две главные цели:

  • привлечь внимание мировой общественности к значению Гражданской защиты и повысить готовность населения к самозащите в случае бедствий или аварий;
  • отдать дань уважения усилиям и самопожертвованию персонала национальных служб гражданской защиты в их борьбе с бедствиями.

Всемирный день гражданской защиты используется для организации бесед, конференций, радио и телевизионных дебатов, открытых дней, учений, пропаганды знаний по гражданской защите и демонстрации имеющихся средств и оборудования по борьбе с бедствиями.

Основные этапы развития системы МПВО - ГО в Ставропольском крае

1. Проблема защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действиях или вследствие этих действий, издавна является актуальной проблемой человечества.

При этом как чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, так и войны нередко сопровождаются огромными людскими и материальными потерями, для преодоления которых достаточно часто нужны усилия всей страны, а в ряде случаев помощь международного сообщества.

В связи с этим вопросы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и военного характера сегодня почти во всем мире возведены в ранг государственной политики.

В России (СССР) внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий, стало уделяться после гражданской войны (1918г.) Это было связано с появлением, а затем бурным развитием авиации и её возможностями нанесения ударов по тыловым объектам.

Параллельно с государственными мерами развивалась и общественная деятельность в области воздушно-химической обороны. 19 мая 1924 года было образовано добровольное Общество друзей химической обороны и химической промышленности (Доброхим). Qнo проводило пропаганду химических знаний, знакомило население с химическим оружием и средствами защиты от него.

Деятельность Доброхима в еще больших масштабах продолжило оборонное общество Авиахим, а с 23 января 1947 года Осоавиахим - Союз Обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР.

Решение вопросов защиты населения было возложено на местную противовоздушную оборону (МПВО), образованную в 1932 году. Своевременное создание МПВО обеспечило успешное решение задач по защите населения в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).

Создание ядерного оружия и средств его доставки в любую точку тыла воюющих стран заставило поднять вопросы защиты населения на более высокий уровень.

В связи с этим в 1961 году была создана Гражданская оборона (ГО). Признано, что успешное решение задач гражданской обороны по подготовке к возможной ядерной войне явилось одним из сдерживающих факторов её развития.

Таким образом, проблема защиты населения и территорий России от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, как видим, имеет свою большую историю зарождения и развития, которая представляет собой целый хронологический материал с определенной периодизацией.

Архивные документы свидетельствуют об оперативности и размахе, с которыми шла в различных регионах страны работа по линии местной противовоздушной обороны.

Наибольшее предпочтение отдавалось накоплению фонда защитных сооружений, повышению надёжности систем энерго- и водоснабжения, подготовке мероприятий по маскировке важнейших объектов и коммуникаций, повышению противопожарной безопасности городов, сел и объектов народного хозяйства, подготовке формирований МПВО и всего населения к защите от воздушного нападения.

Таким образом, проведенная в тридцатые годы значительная работа по укреплению местной противовоздушной обороны позволила рассматривать её как важный элемент обороноспособности государства.

За сравнительно короткий срок МПВО превратилась в эффективную систему защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов противника с воздуха.

В ходе войны подтвердился принцип необходимости проведения заблаговременных мероприятий МПВО, прежде всего это касается подготовки населения к противовоздушной и противохимической защите; подготовки сил и средств; приспособления имеющейся в народном хозяйстве техники и механизмов; накопления средств коллективной и индивидуальной защиты.

В системе МПВО в концентрированном виде нашел свое выражение тезис о том, что организация боевой деятельности МПВО должна быть рассчитана на продолжительное использование сил и средств, а не на кратковременное, как это предполагалось накануне Великой Отечественной войны.

В этой связи высшей формой организации и ядром структуры МПВО стали военизированные батальоны по типу частей Красной армии. Однако основу сил МПВО в течение всего военного лихолетья составляли невоенизированные формирования.

Такая структура сил МПВО обеспечивала возможность своевременно захватить начальный момент возникновения очага поражения и одновременно выполнять другие различные задачи.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что МПВО в годы Великой Отечественной войны постепенно превращалась из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, становилась важным элементом обороноспособности государства, составной частью Советских Вооруженных сил.

Складывающаяся в послевоенные годы международная обстановка не разрешала снять с повестки дня проблемы повышения обороноспособности страны, в том числе совершенствования МПВО.

К основным мероприятиям МПВО относились: подготовка населения к МПВО, организация оповещения об опасности нападения с воздуха, обеспечение населения убежищами и укрытиями, противохимическая защита; медико-санитарные, инженерно-технические мероприятия по защите населения и производственного персонала; создание условий для управления силами МПВО, повышение надежности работы объектов народного хозяйства; охрана порядка, государственного и личного имущества при нападении с воздуха; ликвидация последствий этих нападений в целях восстановления наиболее важных сооружений, коммуникаций, сетей связи и т.п.; оказание помощи пострадавшим и др.

Значительно были расширены задачи МПВО в части защиты народного хозяйства, разработки планов эвакуации детей и нетрудоспособного населения, проведения инженерно-технических мероприятий в городах и на объектах экономики, всеобщего обязательного обучения населения способам защиты от воздействия современных средств поражения, обеспечения своевременного оповещения населения об опасности воздушного нападения, строительства защитных сооружений и др.

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап совершенствования МПВО.

Существовавшая на тот период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер её мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли надежно защищать население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника.

Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты тыла.

Появление Гражданской обороны - это эволюционный, естественный процесс удовлетворения одной из вечных и приоритетнейших потребностей человека - надежного обеспечения его безопасности в военное время. Преобразование МПВО в Гражданскую оборону ознаменовало начало качественно нового этапа в ее развитии, и прежде всего, разработки и последовательного формирования стройной системы взглядов на комплексную защиту всего населения, объектов и отраслей народного хозяйства страны от оружия массового поражения, ликвидацию последствий его применения.

2. За прошедшие годы накоплен богатый опыт научных исследований по различным проблемам защиты населения, объектов экономики и инфраструктуры страны, ликвидации последствий как природных и техногенных катастроф, так и применения возможным противником обычного оружия и средств массового поражения.

В различные периоды деятельности МПВО, ГО и РСЧС научные исследования, как правило, завершались и завершаются решением поставленных перед учеными и научными коллективами конкретных практических задач.

Несмотря на недостатки, МПВО представляла собой достаточно четкую и своевременную для того периода систему, главными характерными чертами которой являлись:

  • массовая и всесторонняя подготовка населения, особенно групп самозащиты, к противовоздушной обороне и противохимической защите;
  • последовательное повышение готовности сил и средств МПВО для защиты населения и объектов народного хозяйства городов, имевших стратегическое значение;
  • улучшение оперативного руководства штабами, службами и формированиями МПВО;
  • использование как всех сил и средств МПВО, так и невоенизированных формирований различного значения для защиты населения и объектов народного хозяйства на основе тесного взаимодействия органов МПВО НКВД СССР и ПВО народного комиссариата обороны СССР;
  • сосредоточение сил и средств МПВО на наиболее угрожаемых направлениях и объектах с целью накопления фонда защитных сооружений, повышения надежности систем энерго- и водоснабжения;
  • подготовка мероприятий по маскировке важнейших объектов экономики и коммуникаций, улучшению противопожарной безопасности городов, сел и объектов народного хозяйства.

В результате МПВО была готова к выполнению возложенных на неё задач:

  • свести к минимуму возможные потери и разрушения;
  • обеспечить бесперебойную работу предприятий.

Безусловно, системы защиты населения и территорий не могут носить застывший, неизменный характер. Со временем меняется характер угроз, условия жизни общества, реальные экономические возможности государства, что, соответственно, приводит к изменению систем обеспечения безопасности и защиты человека.

Исследования, проведенные в последние годы, и опыт функционирования ГО и РСЧС показали целесообразность создания на их основе действительно единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, решающей задачи защиты населения и территорий страны как в мирное, так и в военное время, т.е. при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.

3. На Ставрополье создание первичных организаций Осоавиахима нашло широкую поддержку. 15 декабря 1930 года Ставропольское общество друзей обороны и авиационно-химического строительства предложило Ставропольскому горсовету вступить юридическим членом в Осоавиахим. 26 февраля 1931 года было принято постановление Президиума Ставропольского горсовета о юридическом членстве в Осоавиахиме.

За период с декабря 1930 года по октябрь 1931 года общество Осоавиахима, увеличилось с 1645 до 12435 человек.

Один из призывов того времени гласил: «Классовый и государственный долг каждого трудящегося - ликвидировать противовоздушную неграмотность».

В постановлении Президиума Ставропольского горсовета от 2.10.1931 года предлагалось депутатским группам обеспечить 100% посещение гражданскими лицами пунктов ликвидации неграмотности по ПВО. Рекомендовалось всем хозяйственным и общественным организациям г. Ставрополя вступить юридическими членами в Осоавиахим.

Предложено было Осоавиахиму немедленно приступить к оборудованию городского показательного газоубежища, отведя для этой цели специальное подвальное помещение по ул. Красной, № 49 (бывший склад гор.П.О.).

Организации общества проводили широкую работу среди населения. Организовывались «недели» и «месячники обороны», агитационные пробеги. С образованием Северо-Кавказского края с 1934 года стал функционировать Северо-Кавказский краевой Совет общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству-«Осоавиахим».

Основными задачами Совета являлись:

  1. Направление всей работы на всемерное содействие Коммунистической партии, Советскому правительству в области укрепления обороноспособности Советского государства.
  2. Подготовка резерва Красной Армии.
  3. Обучение членов Совета военным специальностям, противовоздушной и химической обороне.

Руководством страны подчеркивалось, что «….задача подготовки химической обороны страны - задача чрезвычайно большая, и она выходит за пределы компетенции Красной Армии и Осоавиахима. Над этой задачей должна работать вся страна».

Начиная с 1935 года обучение населения строилось на основе сдачи норм комплекса «Готов к ПВХО». В этом же году был учрежден знак «Готов к ПВХО». Для получения этого знака нужно было быть ударником производства и активно участвовать в противовоздушной и противохимической обороне своего дома, предприятия, колхоза, совхоза, школы. Кроме того, следовало сдать все нормы «Готов к ПВХО», иметь в наличии исправный противогаз.

Проводились мероприятия по ПВХО и в деревне. Осоавиахим создавал в сельских районах химические отряды как с целью оказания помощи сельскому хозяйству, так и для распространения военно-химических знаний среди населения края.

В 1938 года Осоавиахим создает группы самозащиты ПВО в колхозах, которые предназначались для проведения различных мероприятий по защите объектов от воздушного нападения и ликвидации его последствий.

В марте 1939 года руководством страны принято решение о создании в райкомах, горкомах, обкомах, крайкомах и ЦК компартий республик военных отделов, в обязанности которых входило оказание помощи военным организациям, в т.ч.и в деле налаживания противовоздушной обороны.

Одной из лучших организаций края в те же годы по праву считалась Минераловодская. Она состояла из 83 первичных организаций, объединяющих до 5 тысяч членов. За первое полугодие 1939 года в ней было подготовлено 4055 значкистов ПВХО 1 ступени и 105 - II ступени.

Большой вклад в становление Общества края внести МОИСЕЕВ-председатель крайсовета Осоавиахима с 1937 по 1941 год, КРЫЛОВ Н.И. - начальник отдела боевой подготовки крайсовета с 1939 по 1941 год, в последующем дважды герой Советского Союза, Маршал Советского Союза, заместитель Министра обороны СССР- главнокомандующий ракетными войсками Стратегического назначения.

Большая разносторонняя оборонно-массовая работа, которую проводил Осоавиахим, сыграла немалую роль в подготовке советского народа к жестоким испытаниям на фронтах и в тылу в годы Великой Отечественной Войны.

Дата 22 июня 1941 года никогда не загладится из памяти нашего народа.

Совет Народных Комиссаров СССР в июле 1941 года принял постановление, которым на Осоавиахим возлагалась ответственность за организацию всеобщей обязательной подготовки населения к противовоздушной обороне.

Уже в июле месяце на предприятиях и в учреждениях края развернулась широкая подготовка и формирование объектовых команд и групп самозащиты. Так, например, в приказе начальника МПВО Ставропольского исполкома городского Совета т. БАРКОВА от 01.07.1941 говорилось о создании групп самозащиты и звеньев аварийно-восстановительных, медико-санитарных, противопожарных, охраны и порядка, дегазационных; командиры групп и звеньев должны были назначить сборные пункты по сигналу «Воздушная тревога», а весь личный состав обязан был в кратчайший срок пройти курс ПВХО.

Народ учился, народ готовился к защите... Только за один год было подготовлено к ПВХО 1 ступени 724584 человека, свыше 70 тысяч инструкторов ПВХО, а в Кисловодске за 4 месяца было подготовлено 9 тысяч значкистов ПВХО.

Суровое время требовало и суровых мер к тем, кто уклонялся от выполнения мероприятий по ПВХО.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 26 июня 1941 года неисполнение распоряжений военных властей по ПВХО в местах, объявленных на военном положении, влечет за собой ответственность в виде лишения свободы до 6 месяцев или штраф до 3.000 рублей.

Уклонение граждан от всеобщей обязательной подготовки к ПВХО, установленной постановлением СНК СССР от 2 июля 1941 года влекло за собой ответственность в том же порядке.

Вместе со страной тяготы и лишения переносило и Ставрополье. 2 августа 1942 года началась оккупация немецко-фашистскими войсками территории и края, 3 августа занят Ставрополь, а к концу августа захвачен весь край.

За пять месяцев оккупации было уничтожено 31645 мирных советских граждан на территории края, в том числе в Ставрополе- 5500 человек.

Первичные организации Осоавиахима края понесли ущерб и убытки на 4,4 млн. руб. из них 792 тыс. руб. по г.Ставрополь.

Фашистам не удалось сломить могучий дух ставропольцев. Многие из них проявили стойкость и героизм. Среди них были и члены осоавиахимовских организаций, бойцы МПВО. Так директор Султановской МТС ХИЖНЯК не поддался требованию снять орден Ленина и был расстрелян. Юная патриотка г. Кисловодска Катя ВЕНЯЕВА на предсмертном пути пела советские песни, после того, как на ее глазах казнили мать и сестру. На вопрос гестаповца почему она не плачет, ответила: «Советские люди не плачут, а мстят».

После освобождения нашего края от фашистской нечести требования в МПВО возросли: продолжалось обучение населения, соблюдение светомаскировки, строительство бомбо- и газоубежищ.

Принимались меры к восстановлению системы оповещения МПВО. «Ставропольская правда» 20 февраля 1943 года в городской хронике сообщала: «700 радиотрансляционных точек установлены и работают в учреждениях, на предприятиях и в домах Ставрополя. Слышимость удовлетворительная. На улицах города установлено два динамика».

С целью подготовки и переподготовки начальствующего состава, инструкторов ПВХО в июне 1943 года была организована краевая школа ПВХО. Начальником школы был назначен лейтенант ТОМБЕРГ.

Подготовка проводилась по соответствующим учебным программам: начальствующий состав групп самозащиты и инструкторов ПВХО по 80 часов, переподготовка инструкторов - по 24 часа. Уже в 1943 году школой было подготовлено более 500 человек.

После освобождения на территории края сохранялась напряженная и сложная обстановка - налеты вражеской авиации, действия шпионов и диверсантов, сокрытие и саботаж дезертиров.

Именно поэтому многие начальники МПВО и, в частности Солуно-Дмитриевского сельского Совета, обращаются в вышестоящие инстанции о введении или сохранении военного положения в населенных пунктах. А председателя Новоалександровского райсовета Осоавиахима КОЗЛИТИНУ «за проявленную в период немецкой оккупации тесную связь и братание с немцами и их прихвостнями», привлекают к ответственности.

Несмотря на тяжелый послеоккупационный период, край наш принял участие в 9-х Всесоюзных соревнованиях по ПВХО в 1943 году.

Подготовка населения по нормам «Готов к ПВХО» в ходе соревнований была выполнена на 96%. Лучшими общественными инструкторами ПВХО были отмечены тт. ИВАНОВ Н.В. - начальник жилищной конторы санатория ВЦСПС г.Кисловодск, подготовивший более 2000 человек значкистов ПВХО 1-й ступени; САХАРОВА Н.А. - домохозяйка из г. Пятигорска, обучившая 420 человек населения домоуправления; ОРЕШКИНА Е.А.- колхозница артели «8 Марта» с. Привольное Красногвардейского района, подготовила 220 человек.

Соревнованием было охвачено 2136 организаций, 66809 человек, в том числе 157 домоуправлений с населением 3259 человек.

Лучшие первичные организации, выполнившие основные задачи 9-х всесоюзных соревнований по ПВХО это - Орджоникидзевский район (г. Ставрополь); металлокомбинат (председатель первичной организации т. МЕЖЕЦКАЯ), гормельзавод (председатель т. МИНЬКОВ), 4-й квартальный комитет (председатель т. ЛАВРОВ).

В следующем, 1944 году всеобщее обязательное обучение населения по нормам «Готов к ПВХО» было выполнено на 107,9%. Первое место занял Суворовский район, второе - Кисловодский (сельский), третье - Железноводск.

Однако, в 1 полугодии 1944 года сеть первичных организаций была восстановлена лишь на 25%, плохо поставлена оборонно-массовая работа в Степновском, Невинномысском, Нагутском, Бурлацком районах. Партийным и советским органам ставилась задача: к 01.09.1944 года закончить всеобщее обязательное обучение населения по нормам «Готов в ПВХО», помочь Осоавиахимовским организациям в проведении работ по разминированию, сбору трофеев, подготовке населения к ПВХО.

Организации оборонного Общества края, наряду с подготовкой боевых резервов для армии и флота, населения к ПВХО, активно участвовали во всенародном движении помощи фронту - в создании фонда обороны, мобилизации средств на строительство боевой техники и вооружения, заботилось о семьях фронтовиков и инвалидов войны.

В 1944 году краевой комитет партии и краевая оборонная организация рапортовала Родине о сдаче средств на постройку самолетов «Осоавиахимовец Ставрополья» в сумме 3 млн. 600 тыс. рублей наличными и 1 млн. 900 тыс. облигациями. В сентябре этого года Осоавиахим нашего края получил благодарность от Верховного Главнокомандующего, Председателя Совета обороны т. СТАЛИНА И.В. за этот вклад в дело укрепления обороны нашей страны.

Оборонное общество края внесло посильный и достойный вклад в Великую Победу нашего народа, подготовив в годы войны 60 тыс. чел по разным военным специальностям, а также участвуя в сборе средств для семей и сирот погибших, сборе и направлении на фронт продуктов питания, обнаружении и уничтожении взрывоопасных боеприпасов.

Уже в 1945 году сотрудник добровольного общества края т. КРЮЧКОВ подготовил и читал лекцию «Атомная война», на что ему было указано о якобы «несвоевременности» данной темы. Но на то она и местная оборона, чтобы своевременно отреагировать на появление новых средств поражения и выработать защитные меры против них. Вскоре и отдел ПВХО был переименован в отдел противовоздушной, химической обороны и специальной подготовки (ПВХО и СП), что означало перевод подготовки кадров, населения по МПВО на техническую основу, а также изучение противоатомной защиты (ПАЗ).

В связи с большим интересом к вопросам радиолокации, атомной энергии, телемеханике школами МПВО проводились беседы на эти темы.

Осуществлялось переоснащение формирований МПВО, совершенствовались методы и формы обучения.

Одной из главных задач в области подготовки технических кадров и ПВХО ставилась задача по «решительному и в кратчайший срок расширению и улучшению качества работы по авто-мото-подготовке».

Необходимость массового обучения молодежи военно-техническим специальностям, населения - к ПВХО потребовало коренной перестройки всей системы оборонного Общества с учетом военного опыта.

Однако, часть работников и активистов Осоавиахима с некоторым опозданием поняла это требование и не сразу нашла свое место в новых условиях.

Не принесли пользы развитию оборонно-массовой работы в стране и, в частности, в нашем крае ряд правительственных решений.

Так, в соответствии с решением Президиума Центрального Совета Осоавиахима от 28.02.1947 года была расформирована школа ПВО при крайсовете Осоавиахима. Переподготовка кадров была возложена на Пятигорскую школу (ул. Крайнего, 422).

В январе 1948 года было принято решение о разделении Осоавиахима на три самостоятельные организации: Добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ) и Добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ). В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 03.02.1948 года и решением крайисполкома от 06.05.1948 года краевой Совет Осоавиахима был ликвидирован. На заседании комиссии по разделению Осоавиахима от 13.05.1948 года утверждено разделение добровольного общества «Осоавиахим» на вновь созданные общества «ДОСАВ», «ДОСАРМ».

Практика показала, что подобная реорганизация Осоавиахима привела к распылению материально-технических средств, необходимых для развертывания оборонной работы, создала параллелизм в деятельности всех трех обществ, внесла неопределенность в работу первичных организаций.

Уже в 1951 году Правительством было принято постановление об объявлении этих обществ во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР), которое должно было сосредоточить в своих руках оборонно-массовую и военно-патриотическую работу среди трудящихся.

Одной из важных задач, возложенных на ДОСААФ, являлась подготовка населения к защите от ядерного, химического и бактериологического оружия. В 1958-1961 годах основная масса населения, благодаря деятельности ДОСАФ ознакомилась с поражающими факторами этого оружия, способами защиты от него.

Школа ПВО крайкома ДОСААФ проводила большую работу по подготовке инструкторов для обучения населения по мерам защиты от оружия массового поражения, командного состава невоенизированных формирований на объектах народного хозяйства, химиков-разведчиков (места подготовки: с. Благодарное, ст.Усть-Джигута, аул Учкулан), мастеров по ремонту дозиметрической аппаратуры (места подготовки: г.Ставрополь, сс. Дивное, Ипатово, Петровское). В среднем за год школа готовила до 26 тыс. специалистов. В 1961 году школа переименована в школу гражданской обороны. Задачи оставались прежними. А в 1966 году школа перешла в подчинение штаба гражданской обороны края. Большой вклад в становление школы, подготовку специалистов края внес гвардии подполковник в отставке ОТРИШКО Михаил Степанович, который проработал в ней с 1957 по 1968 год сначала командиром-инструктором, затем мастером производственного обучения.

С 1948 по 1955 год местная противовоздушная оборона находилась в ведении краевого управления внутренних дел.

В 1955 году в соответствии с приказом № 1 от 15.08.1955 года начальника МПВО края - председателя крайкома т. ПРОШУНИНА Н.Э. был сформирован штаб МПВО края. Начальником штаба назначен полковник МАНСВЕТОВ П.И. (1910-1974гг.), который внес большой вклад в становление и совершенствование МПВО края.

Велась большая работа по созданию штабов МПВО городов, районов, начальниками которых являлись заместители председателей горисполкомов; формировались службы МПВО городов, районов. Особое внимание придавалось медицинской службе, ее подразделениям. Повсеместно велось обучение населения края по 20 -часовой программе противоатомной защите.

В 1961 году начался новый этап развития оборонных мероприятий в стране. Достойной преемницей местной противовоздушной обороны стала Гражданская Оборона СССР - новая общегосударственная оборонительная система, на которую были возложены функции подготовки населения к защите от оружия массового поражения (ОМП).

В крае был создан штаб гражданской обороны, первым начальником которого был назначен полковник ПОНАМАРЕВ Александр Тимофеевич, участник Великой Отечественной войны.

В городах и районах края возглавили штабы в основном офицеры запаса, прошедшие суровую школу войны. Большой вклад в становление гражданской обороны в городах и сельской местности края внесли: ВАЛЕШИН Г.Т., Апанасенковский район, ХОДНЕВИЧ Д.Е. Александровский район, ШУГАЙЛО И.Ф. Арзгирский район, МЕЛЬНИКОВ А.Л. г. Кисловодск, ПОЗДНЯК И.Т. г.Ессентуки, ДАНИЛЮК И.И. г.Пятигорск, МАРИНИН П.А., г.Лермонтов и другие.

В мае 1966 года решением руководства страны на гражданскую оборону были возложены обязанности подготовки населения страны к защите от ОПМ, освободив от нее организации оборонного Общества.

Таким образом, гражданская оборона несет полную ответственность за всестороннюю подготовку руководящего состава и обучение населения способам защиты от ОПМ и ликвидации последствий его применения.

В крае проводилась большая работа в этом направлении: занятия, тренировки, учения, смотры-конкурсы, соревнования - эти и другие формы способствовали быстрой усвояемости принципов защиты от оружия массового поражения, способов ликвидации последствий нападения противника, а также стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.

Достаточно на высоком уровне проводились мероприятия ГО в 70-х годах. Внедрялись новые формы подготовки органов управления, формирований ГО, населения: комплексные объектовые учения, комплексные районные учения, учения с группой объектов, расположенных на территории сельского Совета, учения по повышению устойчивости работы объектов в военное время и пр.

В целях дальнейшего совершенствования ГО и организации управления в крае с 1978 по 1983 год проводился эксперимент по единому местному органу военного управления (ЕМОВУ): гражданская оборона была объединена с военными комиссариатами. Это новшество имело как положительные, так и отрицательные стороны. Последние преобладали над первыми, поэтому было все возвращено, выражаясь военным языком, «на исходные позиции».

Новым этапом развития в России национальной системы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, а также опасностями, возникающими при ведении военных действиях или вследствие этих действий, явилось создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (18.04.1991 года).

В связи с интенсивным развитием промышленности и увеличением количества техногенных аварий возникла необходимость реформирования системы Гражданской Обороны. 15 декабря 1990 года создается государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, обеспечивавшие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

27.12.1990 года образован Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Это - день рождения МЧС.

30.07.1990 года Российский корпус спасателей преобразован в ГКЧС РСФСР. На базе ГКЧС РСФСР и Штаба ГО РСФСР создан Государственный комитет по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (ЛПСБ) при Президенте РСФСР.

Позднее, в 1994 году, созданный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был реорганизован в МЧС России, на которое было возложено решение задач по защите населения и территорий от ЧС, а также от опасностей при ведении военных действий или вследствие этих действий.

23.11.1996 года в субъектах штабы ГО и ЧС реорганизованы в Главные управления по делам ГО и ЧС, а с 01.01.2005 года Главное управление по делам ГО и ЧС при Правительстве Ставропольского края реорганизовано в Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю.

Ставропольская краевая подсистема, как и вся РСЧС в целом постоянно совершенствуется и развивается. Создаются новые структурные подразделения, формирования, совершенствуется профессионализм спасателей.

При этом следует исходить из того, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действиях и вследствие этих действий, является предметом совместного ведения Российской Федерации, более того - всенародным делом.