Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами: Стандартный Средний Большой
Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей, или Всемирный день защиты прав потребителей
Когда проходит
Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день прав потребителей, и с тех пор проводится ежегодно. В этот день, движение потребителей объединяется, чтобы привлечь внимание к насущной проблеме, с которой сталкиваются потребители во всем мире.
Мероприятия Дня защиты прав потребителя каждый год посвящены определённой теме, которая утверждается Всемирной организацией союзов потребителей. В частности, в 2025 году Всемирный день прав потребителей проводится под девизом: «Справедливый переход к устойчивому образу жизни».
История и традиции праздника
Проведение праздника решением ООН приурочено к годовщине выступления американского президента Джона Кеннеди в Конгрессе США в 1962 году.
Тогда в выступлении президента было сформулировано понятие «потребитель» и определены четыре основных права, которые являются фундаментом для защиты интересов покупателей:
сформулированы четыре основных
Позднее к ним добавились еще четыре:
Всемирная организация союзов потребителей - это независимая некоммерческая организация, которая объединяет более 200 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из более 100 стран. Она защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности, а также оказывает помощь своим членам в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.
Россия впервые отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от 07.02.1992г.), законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги. Смысл праздника в том, чтобы обратить внимание людей на их права.
В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
Также в последние годы в мероприятиях, посвященных Дню прав потребителей, участвуют и региональные Управления Роспотребнадзора РФ. Уже традиционно специалистами данного органа проводятся мероприятия, посвященные Всемирному дню прав потребителей. Устраиваются «Горячие линии», пресс-конференции по вопросам защиты прав потребителей лекции, семинары, уроки и иные формы мероприятий, направленные на повышение потребительской грамотности, связанные с информированием и консультированием граждан, разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оказанием практической помощи потребителям среди различных групп населения. Межрайонный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю № 1, совместно с филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Благодарненском районе» реализует ряд мероприятий по пропаганде и разъяснению законодательства в сфере защиты прав потребителей, нацеленных на правовое просвещение и оказание помощи гражданам, с разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказанием практической помощи потребителям среди различных групп населения.
Специалистами территориального отдела, в период с 03.03.2025г по 20.03.2025г, проводятся тематическое консультирование граждан по вышеуказанной теме и другим вопросам защиты прав потребителей по телефону «Горячей линий» 8 865 (49) 2-18-57 и 8 865 (49) 2-19-69 ежедневно с 8-00 до 17-00. Кроме этого, функционирует консультационный центр для потребителей в филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Благодарненском районе», расположенный по адресу: г. Благодарный, ул. Чапаева, 360, тел. 8 (865 49) 2-36-69.