Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами: Стандартный Средний Большой
Статьи 22, 209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации указывают на обязанность работодателя охранять труд работников и обеспечивать безопасные условия для трудовой деятельности, а также создать и поддерживать эффективно работающую систему управления охраной труда (СУОТ).
Создание системы управления охраной труда реализуется через утверждение положения. Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, указывает на то, что работодатель обязан оценивать профриски в рамках комплекса взаимосвязанных мероприятий по управлению профессиональными рисками.
Оценка рисков - способ снизить число несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, каким образом можно повысить уровень безопасности.
Письмо Минтруда от 16.02.2021 № 15-1/ООГ-357 со ссылкой на Приказ от 19.08.2016 № 438н также содержит посыл, обязывающий работодателя оценивать профессиональные риски.
К мероприятиям по управлению профрисками также относятся меры по выявлению и снижению рисков.
Один из разделов положения СУОТ посвятите управлению профрисками. Он должен содержать регламент проведения оценки, порядок формирования комиссии по выявлению и оценке рисков. Также отразите способ предоставления информации о степени профриска на рабочем месте сотрудника.
Допускается утверждение самостоятельного локального акта - положения об оценке профессиональных рисков.
Результатом оцененных вероятности и тяжести последствий от опасностей являются еще два внутренних документа - реестр профессиональных рисков и карта рисков.
С обнаруженными рисками и их уровнем необходимо ознакомить персонал, подпадающий под эти риски. Сделать это можно тремя способами:
Если выявленные уровни риска выше известных ранее:
Последний пункт означает, что если риск высок и снизить его невозможно, то ликвидация опасного процесса, возможно, будет более целесообразна с позиций охраны жизни и здоровья работников. Принятие такого решения потребует издание целого ряда внутренних документов, регламентирующих ликвидацию источника риска.
При проведении мероприятий по оценке профрисков используйте следующие документы:
Также можно воспользоваться ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Документ утратил силу, но в нем можно позаимствовать методики оценки рисков, подобрать подходящую для вашей организации. Стандарт содержит 31 методику оценки.
Существует два способа оценить профессиональные риски на предприятии:
1. Привлечь внешних экспертов из специализированной компании.
2. Провести оценку рисков силами организации. Но провести полноценную оценку силами одного специалиста по охране труда будет крайне сложно. Необходимо создать комиссию, в которую будут входить не только инструкторы по охране труда, но еще и специалисты по противопожарной безопасности, промышленной безопасности, специалисты по техническим и технологическим процессам, инженеры, представители профсоюза. Состав комиссии может меняться в зависимости от специфики предприятия.
Итак, создание оценочной комиссии - первый этап в процедуре оценки рисков.
На втором этапе составьте план оценки рисков, которому будет следовать комиссия во время оценочной работы. Возможно, придется разделить весь объем работы на части, например по структурным подразделениям, зданиям, технологическим процессам.
Составьте график проведения оценки: начните с наиболее опасных и сложных участков работы. Определяют их с помощью документации по охране труда, проверок контролирующих органов, статистике по несчастным случаям, травматизму и т. д.
На этом же этапе комиссия может прийти к выводу о необходимости полного или частичного привлечения сторонних специалистов.
Третий этап - выбор оценочной методики. На законодательном уровне не содержится требования о проведении оценки профессиональных рисков конкретным методом. Поэтому работодатели сами выбирают или разрабатывают методику оценки, например:
Частично выявить вредные и негативные факторы для работника может спецоценка рабочих мест, но полностью процедуру оценки рисков она не компенсирует.
Вне зависимости от избранного метода перед комиссией стоят три основных вопроса:
Именно на них и надо найти ответы.
На четвертом этапе составляют перечень и описывают выявленные в ходе проведенных мероприятий риски, оценивают вероятность их возникновения и возможные последствия.
Пятый этап - разработка и описание решений, методов, способов минимизации профрисков.
По итогу всех проведенных мероприятий вы делаете реестр и карту профессиональных рисков.
В бланке реестра должны быть пункты: риски, вероятность рисков, тяжесть последствий, корректирующие мероприятия, ответственные лица.
Отсутствие проведенной оценки профрисков карается штрафами (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ): на должностное лицо, ИП - предупреждение или штраф 2 000-5 000 рублей, на юридическое лицо - штраф 50 000-80 000 рублей
Судебная практика в этом вопросе не на стороне работодателей:
Судьи сошлись во мнении, что несмотря на слабую нормативную базу, отсутствие регламентов проведения оценки профрисков, обязанность по осуществлению оценочных мероприятий лежит на работодателях в соответствии с ТК РФ.
Рекомендуем работодателям округа принять меры к проведению оценки профессиональных рисков в предприятиях, учреждениях и организациях.